Я уже не первый год работаю в сфере оптимизации сайтов для поисковых систем. Встречал заказчиков самых разных, сейчас хочу Вам рассказать об одном из типов заказчиков, достаточно распространенном.
Обращается заказчик и говорит: "Хочу, чтобы по запросу
цветы*, сайт был на первом месте в Яндексе, Рамблере, Апорте, Гугле, Yahoo и было бы неплохо в Punto, Lycos, Meta, AltaVista, ExactSeek, Infoseek, Teoma, AskJeeves". Это при том, что на сайте заказчика предлагаются услуги по доставке цветов в Усть-Урюпинске*. Сразу видно, что человек выдал список всех поисковиков (конечно же, не все из них поисковики и не все из них сейчас вообще существуют, ну да ладно, заказчик может этого и не знать) о существовании которых смог найти хоть какие-то крупицы информации.
Ну да ничего страшного, все-таки заказчик может абсолютно ничего не знать о продвижении через поисковые системы и т.д., я же должен ему объяснить, что к чему, а он сделать выводы. Но как бы не так, люди упорно не хотят соглашаться с весомыми аргументами, твердят "Хочу быть на первом месте везде! Именно по запросу цветы! Вы мне можете это гарантировать?" Да нет конечно, не могу я этого гарантировать, этого никто не может гарантировать на 100%. И вообще, имейте в виду, если Вам кто-то гарантирует 100% первое место во всех поисковых системах, то это точно дилетант, т.к. это просто невозможно. Ну да ладно, это я отвлекся, возвращаемся к поведению рассматриваемого типа заказчика. Далее он очень сильно удивляется, что ему не могут этого гарантировать, но при этом в какой-то мере осознает, что гарантировать на 100% невозможно, интересуется, сколько стоит. Естественно стоить это будет немало. Все-таки конкурентов огромное множество, запрос популярный, да еще и однословный. Плюс к этому сайт нужно полностью переделывать. Заказчик, ознакомившись с ценой пропадает на несколько дней, потом опять возвращается и говорит: "Я тут поискал и нашел человека, который согласится сделать мне все за $50, и еще гарантию дает. Что на это скажете?" Я даже не знаю, что хочет заказчик услышать присылая мне такое? Возможно то, что я задергаюсь, махну рукой и скажу: "А давайте я сделаю за $40!". Вообще, конечно, здорово найти человека который все сделает за $50, можно было бы даже построить целый бизнес на этом, просто будучи посредником, но времена рабства кончились, и за такую смешную цену, такую серьезную работу делать никто не будет. А то, что вдруг нашелся человек, который соглашается, то это либо дилетант, либо кидало. Как правило, второе. На этом мы мирно с человеком прощаемся.
Но неприятно то, что на этого человека, приходится тратить много времени на объяснения что к чему, видимо, стоит действительно переходить на платный консалтинг и за все эти разъяснения деньги брать, это почва для размышлений. Хотя можно поступить иначе, - как только стало видно, что человек мало понимает суть работы и главное понимать не собирается, а просто уверенно ждет, что я сброшу цену и займусь благотворительностью, то просто сказать ему, что я предложить больше ничего не могу и на этом вопрос закрыт. Наверное, так было бы правильнее, но ведь достаточно трудно распознать человека мимо которого идут все аргументы, а если человеку не объяснить что к чему, а просто сказать до свиданья, то это все-таки тоже неправильно.
Какие же можно сделать выводы из всего выше сказанного? Мне кажется правильнее всего поступать так:
- Если к Вам обращается человек и по вопросам понятно, что это именно тот тип заказчика о котором говорилось выше, то просто напишите ему, что к чему, сколько будет стоить. На вопросы: "А как ты это будешь делать?" или "А что ты думаешь этой компании (кот. предлагают раскрутку)?", "А чем твои услуги лучше чем у кого-то там?", вообще лучше отвечать коротко и на отрез (это мое личное мнение), иначе эта дискуссия затянется очень надолго.
- Если человек начинает Вам говорить о каких-то людях, которые согласны ему все сделать за сумму в 5-10 раз меньшую, чем установленная Вами, то просто скажите ему, что Вы назвали свою цену и это обсуждению не подлежит. Или устраивает, или нет. Все. Иначе потратите слишком много времени на разного рода объяснения. Тем более, в 90% случаев, Вы с ним все равно не договоритесь. Так зачем же тратить свое время.
*Пример не имеет ничего общего с кем-либо, не стоит воспринимать это на свой счет. Все совпадения- чистая случайность.